ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович


ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович
(1896-1934) - российский психолог, специалист в области фило- и онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шанявского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г. Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Основные сочинения: "Педагогическая психология. Краткий курс" (1926); "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве); "Этюды по истории поведения" (1930, в соавторстве); "Мышление и речь" (1934); "Умственное развитие детей в процессе обучения" (1935); "История развития высших психических функций" (1930-1931, опубликована в 1960); "Психология искусства" (1925, опубликована в 1965) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.

Основной задачей своего подхода полагал выявление закономерностей отражения и конституирования человеческой психикой разнообразных исторических, общественных и культурных связей. Программу социокультурного направления исследований психики человека, разрабатывавшуюся В. во всех трудах, правомерно свести к следующему: 1) Использование генетического подхода в качестве преобладающего - мышление, по В., должно изучаться под углом зрения его происхождения и исторических трансформаций, т.е. центрироваться на "истории поведения", а не на его "окаменелостях". 2) Тезис, согласно которому высшие психические функции имеют социальное происхождение - В. сформулировал т.наз. "общий генетический закон культурного развития": "...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, логической памяти, образованию понятий, развитию воли... Разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции". Особо значимым компонентом данного вывода выступает то, что высшие психические процессы, согласно В., в той же мере характерны диадам, триадам и иным группам индивидов, в какой они присущи отдельному человеку; одновременно - психические процессы в интрапсихологическом контексте "квазисоциальны", ибо отражают собственных интерпсихических предшественников. 3) Идея о том, что фундаментальным моментом понимания и интерпретации социо-психических процессов выступает их осуществление "техническими" и "психологическими" орудиями, а также знаками как опосредующими человеческую деятельность, так и обусловливающими и оформляющими ее (или, по обозначению В., процедуры "деконтекстуализации опосредованных значений"). По мысли В., реконструкцию "деятельностного общения" или речи правомерно осуществлять, постигая их как "язык целенаправленного действия" или в безусловном ракурсе их прагматической /читай: дискурсивной. - В.О., А.Г./ "нагруженности". Крайне важным для научных интересов В. выступало поэтому формирование понятийно-образующих категориальных систем на основе форм обобщения, взаимодействующих в социальных институтах формального образования: динамика эволюции словоформ, которыми оперирует ребенок от "неупорядоченных куч" к "комплексам" и - далее - к организованным совокупностям понятий.

В 1925 В. совместно с Лурия опубликовал предисловие к книге З. Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. Отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам" психоанализа, В. подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса", в которой утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания", как учение Адлера о характере. В работе "Мышление и речь" предложил, в частности, оригинальное понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (А. Леонтьев, А. Лурия, А. Запорожец и др.).

В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович" в других словарях:

  • Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Выготский Лев Семенович — [5 (17).11.1896, Орша 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко философский… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — (1896 1934) российский психолог. Разработал культурно историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства …   Большой Энциклопедический словарь

  • Выготский Лев Семенович — (1896 1934) отечественный психолог, создатель культурно исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20 х гг. занимался проблемой восприятия …   Психологический словарь

  • ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — (род. 5 нояб. 1896, Орша – ум. 11 июня 1934, Москва) рус. психолог. В работе «История развития высших психических функций» (1931) разработал культурно историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой… …   Философская энциклопедия

  • Выготский, Лев Семенович — [05(17)11.1896 11.06.1934] психолог. В 1917 окончил юрид. ф т Моск. ун та и одновременно ист. филос. ф т Нар. ун та Шанявского. С 1924 работал в Моск. гос. ин те экспериментальной психол., затем в основанном им Ин те дефектологии, позднее читал… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — (5(17). 11.1896, Орша 11.06.1934, Москва)    психолог. В дореволюционный период автор близкого к импрессионизму и экзистенциализму подхода, проявившегося в трактате о Гамлете , где звучат мотивы об известной скорби бытия . С 1917 г. учитель в… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович — Л. С. Выготский …   Энциклопедия Кольера

  • ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ — (Vygotsky, Lev Semyonovich) (1396 1934) русский психолог и ведущая фигура в советской школе, чье представление о высших психических функциях как о сохранении ключевых особенностей социальной интеракции, из которой они получаются, оказывается… …   Большой толковый социологический словарь

  • ВЫГОТСКИЙ, Лев Семенович —  (1896 1934)    психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед.… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Выготский Лев Семенович — …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович» >>